Скачать презентацию история обработки информации. Технологии обработки информации. Наиболее распространённые ОС

Персональный компьютер (ПК)
является техническим устройством для
обработки информации.
Работа ПК основана на
использовании программного
обеспечения (программ).

Программа – упорядоченная
последовательность команд компьютера для
решения задач.
Программное обеспечение (ПО) компьютера –
совокупность программ, хранящихся в
долговременной памяти компьютера
Задача – проблема, подлежащая решению.
Приложение – программная реализация
решения задач на компьютере.

Схема процесса создания программ

Постановка задачи
Алгоритмизация
решения задачи
Программирование

Постановка задачи – точная формулировка решения задачи на ПК с описанием входной и выходной информацией.

Схема взаимосвязи входной и выходной
информации для решения задач.
Документы
Документы
Задача
База данных
База данных
Видеограмма
Сигнал
Сигнал

Схема взаимосвязи входной и выходной информации для решения задач.

Программирование – это
теоретическая и практическая
деятельность по созданию программ
Программисты – специалисты,
занятые разработкой программ.
Программные продукты (изделия)
предназначены для пользователей,
широкого распространения и продажи.

Характеристика программного
продукта
Тема 1.3

Характеристика программного продукта

Классы программных
продуктов
Системное
программное
обеспечение
Пакеты
прикладных программ
Инструментарий
технологии
программирования

Системное программное обеспечение
(ПО)
Функции:
Создание операционной среды
функционирования других программ;
Обеспечение надёжной и эффективной
работы ПК и сети;
Проведение диагностики и профилактики
аппаратуры ПК и сети;
Выполнение вспомогательных
технологических процессов (копирование,
архивирование, восстановление файлов и
баз данных и т.д.).
Программные продукты данного класса ориентированы на
квалифицированных пользователей – программистов,
администраторов сети, операторов ПК.

Системное программное обеспечение (ПО)

Системное
программное
обеспечение
Базовое программное
обеспечение
Операционная
система
Операционная
оболочка
Сервисное программное
обеспечение
Программы диагностики
работоспособности ПК
Антивирусные
программы
Программы
обслуживания дисков
Программы
архивирования
данных
Программы
обслуживания сети

Операционная система (ОС) –
совокупность программ, выполняющих
функции:
-управление ресурсами системы,
-распределение их между несколькими
пользователями,
-контроль за выделением ресурсов для
выполнения многих задач одновременно;
- предоставление пользователю удобного
интерфейса.

Наиболее распространённые ОС:
МS-DOC (Microsoft);
Windows 95/98/2000/XP (Microsoft);
Windows NT (Microsoft);
Novell Net Ware (Novell);
Unix;
Windows Vista ;
Windows 7;
Linux …..

Наиболее распространённые ОС:

Пакеты прикладных программ (ППП)
– программы, выполняющие обработку
информации, различных предметных
областей; служат для решения
функциональных задач
является самым многочисленным классом ПП
(программных продуктов).

Сервисное ПО
Программы диагностики
работоспособности ПК;
Антивирусные программы Программы
обслуживания дисков:
Программы архивирования данных
Программы обслуживания сети.
Эти программы часто называют утилитами.
Подобные утилиты включаются и в состав
ОС.

Сервисное ПО

Классификация пакетов
прикладных программ (ППП)

Классификация пакетов прикладных программ (ППП)

Пакеты
прикладных
программ
Проблемноориентированные ППП
Методоориентированные ППП
ППП
автоматизированного
проектирования
Офисные ППП
ППП общего назначения
Программные
средства
мультимедиа
Интеллектуальные
системы
Настольные
издательские
системы

Проблемно-ориентированные ППП
ППП автоматизированного бухгалтерского
учёта
ППП финансовой деятельности;
ППП Управления персоналом (кадровый
учёт);
ППП управления производством и т.д

Проблемно-ориентированные ППП

ППП автоматизированного
проектирования (САПР)
Предназначены для поддержания работы
конструкторов и технологов, по разработке
чертежей, схем, диаграмм, графического
конструирования и моделирования,
созданию библиотеки стандартных
элементов чертежей, созданию
демонстрационных иллюстраций и
мультфильмов.
Пример: AutoCAD (фирмы AutoDesk).

ППП автоматизированного проектирования (САПР)

ППП общего назначения
Поддерживают информационные технологии
пользователей.
Системы управления базами данных (СУБД)
– позволяют управлять большими
массивами информации – базами данных
Например: Microsoft Access, FoxPro;
Oracle, Microsoft SQL Server (типа клиентсервер (БД хранится на сервере))

ППП общего назначения Поддерживают информационные технологии пользователей.

Tекстовые процессоры (редакторы
документов) – вид прикладных программ
для изготовления печатных документов
очень быстро и удобно
Например: Word 2003, WordPerfect и др
Табличные процессоры – удобная среда для
вычислений силами самого пользователя
Например: Microsoft Excel, Lotus 1-2-3 for
Windows и др.

Графические редакторы – позволяют
создавать и редактировать рисунки.
Пример: Paint, Adobe Photoshop, Corel Draw
Средства презентационной графики –
специализированные программы,
предназначенные для создания
изображений и показа их на экране,
подготовка слайд-фильмов, мультфильмов,
видеофильмов.
Примеры: Microsoft PowerPoint, Prezi, Autodesk
Animator Pro и др.

Интегрированные пакеты – набор
нескольких программ, функционально
дополняющих друг друга.,
поддерживающих единые
информационные технологии,
реализованные на общей
вычислительной и операционной
платформе.
Примером: Microsoft Office

Методо-ориентированные ППП –
обеспечивают математические,
статистические и другие методы решения
задач, независимо от назначения и
функции ИС.
Пример: пакет обработки статистической
информации StatGraphics и математический
пакет Mathematica.

Офисные ППП – обеспечивают управление
деятельностью офиса:
Органайзеры (планировщики) – для
планирования рабочего времени, составления
протокола встреч, расписаний, ведения записной
и телефонной книжек. Сюда входят: калькулятор,
записная книжка, часы, календарь и т.д.
Программы – переводчики, средства проверки
орфографии, распознавания текста.
Коммуникационные ППП – предназначены для
организации взаимодействия пользователя с
удалёнными абонентами или информационными
ресурсами сети.

Офисные ППП – обеспечивают управление деятельностью офиса:

Настольные издательские системы
Обеспечивают информационную технологию
издательской деятельности:
Например: Adobe Page Maker, Microsoft
Publisher.
Программные средства мультимедиа
Основное назначение – создание и
использование аудио и видео информации
Например: Windows Movie Maker,
PinacleStudio

Системы искусственного интеллекта
реализуют отдельные функции интеллекта
человека
Инструментарий технологии
программирования – совокупность
программ, обеспечивающих технологию
разработки, отладки и внедрения
создаваемых ПП.
Например: Си, Паскаль, Delphi и др.

Раздел: Компьютер как средство обработки информации Тема: История развития вычислительной техники. Поколения электронно- вычислительных машин.


План работы: 1. Выполнить практическую работу – заполнить Кроссворд. 2. Выписать определения: –Этапы развития вычислительной техники. –Первые счетные устройства. –Первые механические устройства. –Первые электромеханические устройства. –электронные устройства. –Поколения ЭВМ: элементная база; характеристики. –V поколение: направление развития. 3. Д/з: –§§ 4-5. –Практическая работа. –Учить конспект. –Подготовиться к тесту по §§


3 Этапы развития вычислительной техники 1. Ручной – с 3-гo тысячелетия до н.э. до 17 века н.э. 2. Механический – с середины 17-гo века до конца 19 века. 3. Электромеханический – с 90-х годов 19-гo века до середины 20-го века. 4. Электронный – с 40-х годов 20-гo века до наших дней.


Пальцевой счет в десятичной или двенадцатеричной системе счисления. 2. Узелковый счет у народов доколумбовой Америки. 3. Счет с помощью группировки и перекладывания предметов. 4. Счет на счетах (абак - первый развитый счетный прибор). 5. В начале 17 века внедрение счетных палочек и счетной доски Дж. Непера. Ручной этап


Г. - первая машина Шиккарда для выполнения арифметических операций над 6- разрядными числами. 2. Построенная в 1642 г. Блезом Паскалем машина, механически выполняющая арифметические операции над 10-разряднымичислами. 3. Г.В. Лейбниц сконструировал первый арифмометр в 1694 г. 4. Попытка в первой половине 19 в. Чарлзом Бэббиджем построить универсальную вычислительную машину (аналитическую). Механический этап


Первый счетно-аналитический комплекс был создан в США в 1887 г. Г. Холлеритом (табулятор Холлерита). 2. В 1941 г. Конрад Цузе построил аналогичную машину с программным управлением и запоминающим устройством. 3. В 1944 г. Айкен на предприятии фирмы IВM с помощью работ Бэббиджа построил аналитическую машину «МАРК-l» на электромеханических реле. 4. В бывшем СССР в 1957 г. была построена релейная вычислительная машина (РВМ-l). Электромеханический этап


С гг. группа под руководством Моучли и Эккерта в США создает первую ЭВМ ENIAC (ЭНИАК) на основе ЭКЕКТРОННЫХ ЛАМП. 2. В 1946 г. Джон фон Нейман разработал общие принципы построения цифровой вычислительной машины, которые до сих пор используются в современных ПК. 3. В гг. группа под руководством С.А. Лебедева в бывшем СССР создала первую советскую электронную машину МЭСМ. Электронный этап


Поколения ЭВМ 1. I поколение ЭВМ – г.г. 2. II поколение ЭВМ – г.г. 3. III поколение ЭВМ – г.г. 4. IV поколение ЭВМ – 1972 г. - наши дни.


Поколения ЭВМ ПОКОЛЕНИЯ ЭВМ ЭЛЕМЕНТНАЯ БАЗА ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ I поколениеЛампы Большие размеры; 10-ки тысяч ламп; небольшая производительность; большое потребление энергии; дорогие в обслуживании II поколениеТранзисторы Использование магнитных лент для хранения информации; средние размеры; программная несовместимость для разных ЭВМ III поколение Микросхемы (интегральные схемы) Небольшие размеры; программы управления ЭВМ; многозадачность; повышенная производительность; единая архитектура IV поколение Кристаллы (большие и сверхбольшие интегральные схемы) Маленькие и очень маленькие размеры; появление ПК; высокая и сверхвысокая производительность; низкое потребление энергии; небольшая стоимость; обширное ПО


V поколение ЭВМ Искусственный интеллект – –самостоятельное решение компьютером поставленных задач; –способность самосовершенствоваться; –использование новых принципов работы и управления


Краткие итоги: 4 4 этапа развития ВТ: Ручной Механический Электромеханический Электронный 4 4 поколения ЭВМ: 1-ое (ламповые) 2-ое (транзисторные) 3-е (микросхемы (БИС)) 4-е (кристаллы (СБИС)) 4 Разработка 5 поколения: Искусственный интеллект

краткое содержание презентаций

«Обработка информации» 5 класс

Слайдов: 20 Слов: 822 Звуков: 0 Эффектов: 47

Обработка информации. Обработка. Решите задачу и заполните схему обработки информации. Производится обработка информации не только при решении математических задач. Схема обработки информации. Внимательно рассмотрите рисунки. Часто обработка информации заключается в изменении формы её представления. Два типа обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Выполните систематизацию перечисленных ниже объектов. Сортировка информации. Выполните задание. Поиск информации. Домашнее задание. Задача. Многоугольники. Какое действие с информацией Вы выполнили. - «Обработка информации» 5 класс.ppt

Программная обработка данных

Слайдов: 17 Слов: 318 Звуков: 0 Эффектов: 65

Программная обработка данных на компьютере. Двоичный компьютерный код. Данные. Информация, представленная в двоичном компьютерном коде. Команда (инструкция). Последовательность команд, которую выполняет компьютер. Программы. С помощью одной и той же функциональной схемы. Функциональная схема компьютера. Процессор. Характеристики процессора. Процессор реализуется на Большой Интегральной схеме (БИС). Устройства ввода. Программа и данные должны быть загружены в оперативную память. Долговременная память. Магистраль обмена информации реализована на системной плате. Домашнее задание. - Программная обработка данных.pps

Программные средства обработки данных

Слайдов: 12 Слов: 481 Звуков: 0 Эффектов: 9

Программная обработка данных на ПК. Функциональная схема. Информация. Представление информации. Программы. Функциональная схема компьютера. Процессор. Устройства ввода и вывода. Оперативная память. Долговременная память. Магистраль. Контрольные вопросы. - Программные средства обработки данных.ppt

Преобразование информации

Слайдов: 16 Слов: 1425 Звуков: 0 Эффектов: 0

Преобразование информации. Преподавание основ журналистики. Памятка юнкора. Права юнкора. Информация. Построение. Вспомним Редьярда Киплинга. Закон перевернутой пирамиды. Типы информации. Сигнальная информация. Пример текста-сигнала. «Горячие» новости. Заметка. Отредактировать заметку. Итервью. Проведение короткого интервью. - Преобразование информации.pptx

Систематизация информации

Слайдов: 10 Слов: 482 Звуков: 0 Эффектов: 0

Систематизация, хранение и поиск информации. Введение общих понятий. Этапы работы с информацией. Сбор и хранение. Поиск информации. Систематизация информации. Хранение. Информационные системы. Базы данных. Обработка информации. - Систематизация информации.ppsx

Информация и действия с ней

Слайдов: 21 Слов: 597 Звуков: 0 Эффектов: 32

Действия с информацией. Категории вопросов. Сбор информации. Собрать информацию. Глаза,уши,рот. Представление информации. Наглядное представление о розе. Представить информацию в памяти компьютера. Кодирование информации. Зеленый свет светофора. Закодируйте информацию о 5 шариках. Декодирование информации. Компьютер. Декодируй слово. Хранение информации. Установите хронологию. Хранение. Обработка информации. Выполни обработку числовых данных. Название действия. Обработка. -

Слайд 2

Ключевые слова

Типы обработки информации Преобразование формы представления информации Преобразование информации по заданным правилам Систематизация Поиск План действий Анимация

Слайд 3

Разнообразие задач обработки информации

Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи. ! В результате обработки имеющейся входной информации мы получаем новую выходную информацию.

Слайд 4

Слайд 5

Систематизация информации

Систематизировать информацию – это значит расположить её по определённым правилам. При систематизации информации используется способ сортировки, то есть размещения её в определённом порядке (упорядочивание). Виды сортировки: по алфавиту; по номерам; в хронологической последовательности!

Слайд 6

Давайте подумаем Задача:Систематизируйте графическую информацию, произведя сортировку по основному признаку предмета. Проверка Цветы Музыкальныеинструменты Спортивный инвентарь

Слайд 7

Поиск информации

Если информация систематизирована, то поиск осуществляется быстро. Поиск – важнейший вид обработки информации. Поиск необходимой информации производится в некотором хранилище информации.

Слайд 8

Методы поиска информации i

Слайд 9

Изменение формы представления информации

Изменение формы представления информации – это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, обработки, хранения или передачи. ! Мы изменяем форму представления информации, когда занимаемся её кодированием.

Слайд 10

Преобразование информации по заданным правилам

Правило преобразования входной информации в выходную может быть представлено в виде формулы или подробного плана действий. Задача: В треугольнике АВС АВ=18 см, ВС на 3 см меньше АВ, АС в 3 раза меньше АВ. Чему равен периметр треугольника АВС? Решение А В С 18 см Р=?

Слайд 11

Давайте подумаем

Задача: В треугольнике АВС АВ=18 см, ВС на 3 см меньше АВ, АС в 3 раза меньше АВ. Чему равен периметр треугольника АВС? А В С 18 см Решение задачи: Р = АВ + ВС + АС 1) ВС = АВ – 3 = 18 – 3 = 15 (см) 2) АС = АВ: 3 = 18: 3 = 6 (см) 3) Р = 18 + 15 + 6 = 39 (см) Ответ: периметр равен 39 см. Вывод:в результате преобразования исходных данных по известным нам правилам мы получили новую информацию о том, чему равен периметр треугольника. ? ?

Слайд 12

Преобразование информации путём рассуждений

Решение задач, то есть преобразование входной информации в выходную, может проходить путём логических рассуждений. Для этого: Анализируем исходную информацию Выделяем значимые объекты, устанавливаем связи Рассматриваемразличные варианты решения Производим выбор При таком подходе к решению задачи используются знания человека и его жизненный опыт. 1 2 3 4

Слайд 13

Преобразование информации путем рассуждений

Логические рассуждения Выходная информация Входная информация Преобразование информации путём рассуждений – это способ обработки информации, ведущий к получению нового содержания, новой информации. ! Схема преобразования информации

Слайд 14

Давайте подумаем

Задача:Возле школы растут шесть деревьев: СОСНА, БЕРЁЗА, ЛИПА, ТОПОЛЬ, ЕЛЬ и КЛЁН. Какое из этих деревьев самое высокое и какое самое низкое, если известно берЁзанижетополя, липавышеклЁна, соснанижеели, липанижеберЁзы, соснавышетополя? Б к с т K

Слайд 15

Задачи на рассуждение

Пример: На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причем точно в таком порядке, в каком они перечислены. В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток в каком сосуде. Если стакан поставить между посудой с чаем и молоком, то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине. Определите, в какую посуду что налито. МИНЕРАЛЬНАЯ ВОДА ЧАЙ МОЛОКО КОФЕ КВАС Проверка Презентация «Задача о напитках» из электронного приложения к учебнику даёт наглядную информацию о решении данной задачи.

Слайд 16

Разработка плана действий и его запись

Во многих информационных задачах требуется разработать план действий, обеспечивающих нужный результат. Задача: Как набрать ровно 7 литров воды имея в наличии два ведра: одно – трёхлитровое, второе – пятилитровое? 5 л 3 л

Слайд 17

Набрать полное пятилитровое ведро (0 литров в первом и 5 литров во втором). Перелить воду из пятилитрового ведра в трёхлитровое (3 литра в первом и 2 литра во втором). Вылить волу из трёхлитрового ведра (0 литров в первом и 2 литра во втором ведрах). Перелить из пятилитрового ведра в трёхлитровое оставшуюся воду (2 литра в первом ведре и 0 литров во втором). Набрать полное пятилитровое ведро (2 литра в первом и 5 литров во втором). Запись решения задачи словесным способом 5 л 2 л + = 7 л

Слайд 18

0 + 5 = 5 0 0 + 3 = 3 5 – 3 = 2 0 + 5 = 5 2 – 2 = 0 0 + 2 = 2 3 – 3 = 0 2 Запись решения задачи табличным способом

Слайд 19

Создание движущихся изображений

В наше время для создания мультфильмов существуют специальные программы, которые существенно облегчают работу художникам -мультипликаторам.

Слайд 20

Для создания мультфильма продолжительностью 1 минута необходимо создать около 1500 изображений. Раньше Для создания 10-минутного мультфильма художнику требовалось около года работы. В наше время Художник способен закончить 10-минутный фильм за 1-2 недели. !

Слайд 21

Самое главное

Обработка информации - это решение информационной задачи, или процесс перехода от исходных данных к результату. Обработка информации бывает двух типов: 1) обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации; 2) обработка, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая её содержания. Обработка информации, связанная с изменением её формы, но не изменяющая содержания, происходит при систематизации информации, поиске информации, кодировании. При решении математических или логических задач осуществляется обработка информации, ведущая к получению новой информации. Во многих информационных задачах требуется разгадать правило преобразования входных данных в выходные, разработать план действий, обеспечивающий нужный результат. План действий может быть записан по пунктам, в виде таблицы или схемы.

Посмотреть все слайды



Информация может существовать в разнообразных формах: в форме световых, звуковых или радиоволн; в форме электрического тока или напряжения; в форме магнитных полей; в виде знаков на бумаге и т.д. Информацию можно: создавать; передавать; принимать; запоминать; искать; копировать; обрабатывать; разрушать; измерять; делить на части и т.д.




Как человек воспринимает информацию У человека есть пять органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа), которые позволяют ему получать информацию. Человеческие чувства восприятия информации называются: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Глазами люди различают цвета, воспринимают зрительную информацию, к которой относятся и текстовая, и числовая, и графическая. Ушами воспринимается звуковая информация речь, музыка, звуковые сигналы, шум.


С помощью языка можно получить информацию о том, каков предмет на вкус горький, кислый, сладкий, солёный. Кончиками пальцев (или просто кожей), на ощупь, можно получить информацию о температуре предмета, горячий он или холодный, о качестве его поверхности гладкий или шершавый. Носом люди получают информацию о запахах окружающего мира.




























Мы храним их в памяти Если спилить дерево, то по кольцам можно определить сколько ему лет, дождливым или засушливым был каждый год его жизни. Из желудя вырастает дубок, из пшеничного зерна – колос Заучивание правил по математике или стихов дерево хранит информацию о своей жизни в семенах хранится информация о растениях Хранение информации










Папирус. В долине Нила, вдоль берегов его многочисленных рукавов, в медленно текущей воде, растут обширные заросли папируса травянистого растения, из которого уже в древности изготовляли писчий материал. Стебли папируса шли в пищу, из них изготавливали ткани, циновки, плоты. В начале третьего тысячелетия до нашей эры из папируса стали делать писчий материал. Для его изготовления стебли папируса разрезали на узкие продольные полосы, которые выкладывали в виде листа, и спрессовывали. Высушенные листы склеивали в свиток. Папирус имел почти белый цвет, но со временем темнел и терял прочность.








Первые библиотеки Библиотеки как хранилища памятников письменности возникают в глубокой древности. Наиболее древними из сохранившихся являются клинописные библиотеки на глиняных табличках. Клинописью называют способ письма путем выдавливания на глине клиновидных черточек. В клинописных библиотеках сохранились деловые документы, исторические надписи, эпос, словари, математические и другие научные сочинения.


В конце 1 века н. э. в Древнем Риме появились кодексы (от латинского «codex» «обрубок дерева», позднее «книга»), прототип современной книги несколько скрепленных вместе тонким ремешком деревянных натертых воском дощечек, применявшихся римлянами для письма (главным образом в учебных целях). Со временем дощечки сменили листы пергамента, изготовлявшегося из очень тонкой кожи телят, и только в веках дорогой пергамент стала вытеснять изобретенная в Китае еще во 2 веке н. э. бумага.. В Индии и на Цейлоне в качестве «книг» использовали стопки пальмовых листьев. Задолго до кодексов и долгое время параллельно с ними функции книги выполняли свитки из папируса, затем пергамента.










Фотография Основоположники фотографии изобретатели Л. Ж. М. Дагер (1839) и Ж. Н. Ньепс (Франция), У. Г. Ф. Толбот (, Великобритания).










Хранение информации Материальная природа носителей информации может быть различной: молекулы ДНК, которые хранят генетическую информацию; бумага, на которой хранятся тексты и изображения; магнитная лента, на которой хранится звуковая информация; фото- и кинопленки, на которых хранится графическая информация; микросхемы памяти, магнитные и лазерные диски, на которых хранятся программы и данные в компьютере, и так далее.















Сторию средств обмена информацией можно начать с самых древних, дошедших до нас свидетельств – с наскальных изображений эпохи палеолита. Художник этой эпохи, умевший изготавливать орудия своего труда и украшать стены пещер, по мнению учёных, должен уже был обладать и речью. С возникновением человека разумного и появлением графического искусства устное общение развивалось: от имитации звуков, существующих в природе, до словесного выражения мысли. Предполагают, что в эпоху неолита (6 – 3 тыс. до н. э.), когда человек из охотника превратился в земледельца и скотовода, появились различные языки. Перемена в характере хозяйственной деятельности имела важные последствия для истории человечества. В 5 – 4 тыс. до н.э. на территории современного Ирака, в двуречье Тигра и Евфрата поселились шумеры. Им-то и приписывают изобретение письма. Самые первые образцы письма – таблички из города Урук – небольшие глиняные бруски прямоугольной формы, на выпуклой поверхности которых нацарапаны «пиктограммы», т.е. сильно упрощённые изображения животных, орудий труда и т.д., а также абстрактные значки для количественных обозначений.


Со временем знаки становились всё более стилизованными, т.к. технически трудно было наносить сложные рисунки на сырую глину. В конце концов знаки приобрели форму клинообразных чёрточек – «клинопись». При раскопках ассирийской столицы Ниневии были найдены таблички из царского хранилища, содержащие словари и грамматики шумерского, вавилонского и ассирийского языков. Ассирийцы включали письменные тексты и в произведения монументального искусства, предназначенные для увековечивания подвигов своих царей. Материалом, вытеснившим глиняные таблички и утвердившимся во всём античном мире после завоевания Египта Александром Македонским (332 год до н.э.), был папирус. Римский учёный и писатель Плиний Старший в «Естественной истории» описал технологию изготовления папируса.


Папирус был дорогим материалом и писцы нередко использовали листы повторно, счищая старый текст. Умение читать и писать считалось в Египте признаком превосходства над другими. Литературное образование занимало в Египте почётное место. Там зародился художественный жанр современной массовой – культуры книжная иллюстрация. Иллюстрированной была «Книга мёртвых», которая представляла собой свитки папируса и ткани, в которых богато раскрашенные изображения служили дополнением к иероглифическому тексту. Эти свитки оставлялись в гробницах знати. Такое привычное средство обмена информацией, как почта, тоже было изобретено в Египте. Письма писали на кусках папируса кистью и краской (тушью). Слова располагались вертикально на обеих сторонах листа. Письма доставлял посыльный.


В Древнем Китае, как и в Египте, писали кистью и тушью на ткани (шёлке), кости, черепаховом панцире, бамбуке. Шёлк, однако, был дорог, поэтому постоянно велись поиски более экономичного материала. Изобретение бумаги приписывается Цай Луню, жившему во II веке н.э. Сначала бумагу делали из шёлкового тряпья, но потом научились использовать и другие волокнистые материалы: бамбук, коноплю и кору шелковицы. Спрос на бумагу был огромен и в государственных мастерских наладили её массовое производство. В Китае очень рано в VII веке н.э., значительно раньше, чем в Европе, стали применять оттиски с деревянных досок. Со временем старинная китайская книга приобрела более удобные формы: «книга-ширма», «книга- бабочка», что и поныне используется при издании детских книжек.


Расцвет печатного дела в Китае в X веке сделали книги общедоступными, это послужило распространению грамотности. Иероглифическое письмо в Китае развивалось, но эволюция письма не привела к созданию алфавитной (буквенной) системы. Такая, самая простая и удобная система появилась в Средиземноморье. Алфавит – совокупность графических знаков, соответствующих элементарным звукам, на которые может быть разложен язык. В Финикии, например, алфавит состоял из 20 – 30 знаков, обозначавших только согласные. Неизвестно, когда обучение письму встало в ряд с другими учебными предметами, но в Афинах уже в VI веке до н.э. средний гражданин умел писать, развивались книгопроизводство и книготорговля. Большую роль в передаче последующим поколениям античных текстов сыграли библиотеки.


Крупнейшей библиотекой была Александрийская. В ней было 700 тысяч томов. В библиотеке Пергама было около 200 томов. Пергам – один из крупнейших центров эллинского мира знаменит тем, что, согласно легенде, пергамский царь Евмен II изобрёл пергамент. Шкуры животных в качестве писчего материала использовались и раньше, но во II веке до н.э. Пергам становится одним из крупнейших производителей этого материала. К XIV веку бумага распространилась по всей Европе, тем не менее она не заменила полностью пергамент, отныне он шёл на изготовление дорогих манускриптов. Формирование городской культуры в странах западной Европы изменило значение книги. Ремесленник-переписчик начинает изготавливать рукописи не только на заказ, но и для выпуска их на свободный рынок.


С изобретением Иоганнсом Гуттенбергом книгопечатания в начале XV века возможность получать любое количество идентичных экземпляров любого произведения привела к бурному расцвету книжного рынка. Основная идея Гуттенберга – набор текста из подвижных и заменяемых литер и получения оттиска с помощью печатного станка. Гуттенбергу же принадлежал рецепт типографской краски. Первые книги в Москве были напечатаны при Иване Грозном. В 1563 г. первопечатник Иван Фёдоров возглавил государственную типографию, которая вошла в историю под названием Московского печатного двора. Изобретение книгопечатания обрушило на человека эпохи Возрождения огромное количество самых разных публикаций, достигавших иногда трёхтысячного тиража и выходивших на понятных многим языкам, а не только на греческом или латыни. Иоганнс Гуттенберг


Потребность общества в информации (от фундаментальных научных работ до фактов повседневной жизни) растёт. В первой половине XVI века появляются «книги новостей», содержащие информацию политического и экономического характера. Старейшая из «книг новостей», состоявшая из 12 страниц была отпечатана в Лондоне в 1513 году. Это был прообраз будущей периодической печати. Во Франции такие издания получили название «Газетт», а в Англии – «Ньюс Пэйперс». После 1789 г. во Франции уже выходило 14 ежедневных газет. А в 1798 г. французский изобретатель Франсуа Луи Робер произвёл первые эксперименты по механизированному изготовлению бумаги, так необходимой для выпуска книг и газет. Большой прогресс был достигнут в химии, благодаря чему шёлк-сырец стали заменять механически измельчённой древесной массой.


В эпоху ежедневной газеты почта оставалась единственным средством доставки новостей. И не самым быстрым. В 1840 году во Франции для доставки телеграмм ещё использовали почтовых голубей. Телеграф был изобретен раньше, чем телефон. Он обрабатывал электрические сигналы и посылал сообщения, проходящие по проводам. Телеграф был изобретен в 1837 году двумя англичанами К. Бетстоном и Б. Куком. Более современный телеграф появился в Америке. Его создал Сэмюэль Морзе (1791–1872) в 1838 году. Открытие Морзе позволило получать сообщения в буквенном виде. В 1876 году другой американец, Александр Грабам Бэлл (1847–1922), изобрел телефон. В 1884 году телефонная кампания Бэлла протянула первую длинную телефонную линию от Нью-Йорка до Фестона. Александр Бэлл Сэмюэль Морзе


Настоящей революцией в истории распространения информации стало изобретение радио. Radio – по латыни означает испускающий лучи. 25 апреля 1895 года А. С. Попов (1859–1906), применив антенну, демонстрировал свой «грозоотметчик» – первый в мире радиоприемник. Если бы он запатентовал свое изобретение, тогда Александр Степанович был бы официально признанным отцом радио! Но 29 марта 1899 года Г. Маркони принял сигнал, посланный через Ла-Манш с помощью аппаратуры, сконструированной Э. Бранли, а спустя 2 года он принял первую трансатлантическую передачу радиосигналов, не забыв взять патент. Первые радио посылали и принимали сигналы по принципу азбуки Морзе. В 1906 году был изобретён звуковой передатчик, а в 1920 году появились первые радиопередачи. Гуглиэльмо Маркони А. С. Попов


В 1830-х годах во Франции изобретатель Луи-Жак Дагури использовал медную пластинку со слоем йодида серебра для получения первых фотографических изображений. Эти изображения известны как дагерротипы. К сожалению, их можно было распечатать только один раз. Позднее англичанин Вильям Тэлбот изобрёл процесс, при котором сначала создаётся негатив, а из него уже получается фотография. В XIX веке многие учёные пытались создать движущиеся образы. В 1882 году француз Этьен Жюль Мари изобрёл камеру, которая воспроизводила 12 кадров в секунду. Десять лет спустя американец Томас Эдисон запатентовал свою кинокамеру. Она показывала последовательность кадров, создавая впечатление движущейся картинки. Французы, братья Луис и Август Люмьер, использовали похожее устройство в первом кинотеатре в 1895 году.


В 1926 году первую модель телевизора продемонстрировал Шотландский изобретатель Джон Логи Баурд. Спустя некоторое время русский учёный Владимир Зворыкин изобрёл иконоскоп. Это был электрический прибор, который, пропуская изображение через стеклянную линзу, фокусировал объект. По зворыкинскому принципу работают и современные телевизоры. ВВС (Британская Трансляционная Корпорация) считается создателем первой телепередачи в 1936 году. Цветное телевидение было изобретено в США в 1953 году. Об изобретении компьютеров и их роли в сохранении, передаче и обработке информации речь пойдёт в следующей главе-презентации «История развития средств вычислительной техники».